Развлекайся Общайся Учись
 

Уроки фотографии, или Советы по съемке пейзажей

Визуальное восприятие

Урок фотографии №1

Осмотрите то место, где вы сейчас находитесь. Покрутите хорошенько головой. Теперь закройте один глаз и сделайте тоже самое. Странная получается картинка, не правда ли? Вещи вдруг стали какими-то плоскими, и вам стало труднее понимать, на каком расстоянии друг от друга они находятся. Именно так все это видит камера... Проблема в том, что камера одноглазая, а вы нет. Вы видите вещи трехмерными, а она нет. Если вы это поймете, качество ваших снимков значительно улучшится, что бы вы ни снимали. Итак, решив сделать снимок, попробуйте предварительно посмотреть на него одним глазом. Если объем не ушел, значит вы видите нечто стоящее. Это самый простой способ выяснить, будет ли на вашем снимке присутствовать глубина пространства.

Урок фотографии №2

Глаз человека постоянно крутится, более того, он постоянно фокусируется то на одном, то на другом предмете. Для него это так же естественно, как для нас дышать. Для мозга не менее естественно склеивать разрозненные картинки, полученные таким образом в одну и держать ее в оперативной памяти, сообщая пользователю мозга буквально следующее: "Вот дорогой - это то, что ты сейчас видишь". В итоге, при съемке пейзажей мы часто МЫСЛЕННО включаем в кадр то, чего видно не будет: веточку сосны, край голубого неба, без которого рушится вся композиция, запах моря. Нам хочется снять побыстрее. Мы подносим фотоаппарат к глазам. В общих чертах оцениваем соответствие того, что видели сами, и того, что видит объектив... и нажимаем на спуск. Потом приходиться сопровождать показ снимков комментариями типа: "Там, на горе за спиной водопад грохотал так, что я чуть не оглох". Так может, и надо было водопад снимать?..

Избавиться от медвежьих услуг мозга трудно. Попробуйте смотреть на вещи тупее. Представьте себя терминатором, у которого глаза уже не ворочаются (батарейки сели). Лучше даже представить себя одноглазым терминатором (второй выбили). Теперь вы должны переводить взгляд, только поворачивая голову, а перефокусировка с ближнего объекта на дальний у вас должна требовать усилий воли и времени. Не стесняйтесь иногда повторять это упражнение, многим женщинам такие парни даже больше нравятся.

Урок фотографии №3

Высокая адаптивность зрения к изменению яркости освещения - тоже проблема для фотографа. Мы смотрим на елку - все нормально, смотрим в тень под елку - тоже вроде порядок. На снимке получаем жесткий провал в тенях под елкой. Картинка изменяется до неузнаваемости, и иногда не в лучшую сторону. Снимая, например, человека можно не заметить легкую диагональ тени на его лице от какой-нибудь ветки. Ладно, если мы и хотели его перечеркнуть... А если нет? Человек не елка, может и выразиться нехорошо. В целом, в отношении теней-светов нужно помнить одну простую вещь - тени на снимке всегда получаются намного более плотными, чем в жизни. Иногда это даже хорошо. Вроде эфемерные тени-недотени на снегу превращаются в эффектные темно-синие диагонали, добавляющие динамизм кадру. Главное их заметить и ставить экспозицию по светам.


Композиция

Урок фотографии №4

Композиция - самое важное. Ведь это собственно то, что вы фотографируете. Экспозиционные ошибки может исправить оператор минилаба и его чудо машина. Ошибки по композиции не исправит никто. Есть только один случай, когда можно что-то исправить. При кадрировании вы взяли слишком много. Тогда вы можете заказать отпечаток большего формата. Купить в канцтоварах дешевый нож для резки бумаги, линейку и резать. В отличие от ножниц или лезвия, срез получается идеальным. Есть гениальные снимки, но как часто на них не хватает буквально по полсантиметра неба, три-четыре миллиметра пространства над головой модели и т.д. Кроме этого, существует еще одна веская причина не жадничать при кадрировании: при печати в минилабе неминуемо будет "обрезано" 1-2 мм с каждой стороны кадра. Точный миллиметраж зависит от формата отпечатка, причем, чем больше формат, тем больше вам недодадут. И учтите, речь идет о негативе. Умножайте выпытанные у оператора цифры по "обрезанию" на коэффициент увеличения при печати.

Урок фотографии №5

Специалисты говорят, что у человека с фотоаппаратом в руках есть одна странная особенность: он стремится "посадить" сюжетно важный объект на нижнюю часть кадра. Действительно, при съемке людей, человекам этим часто немало достается - обрезанные по самые уши головы, вырастающие аккурат из нижнего края кадра торсы. При съемке пейзажей монокулярное визирование также имеет место быть. И вековой дуб, посаженный на тоненькую полоску земли, выглядит не лучше головы девы, на тонкой шее тянущейся откуда-то снизу из обоев в цветочек. Но! По субъективному мнению автора, снимая пейзажи, фотограф чаще допускает другую ошибку. Он недодает зрителю неба, т.е. подрезает не снизу, а сверху. Возможно, это происходит потому, что небо крайне яркий объект, и оно не выключается из восприятия, когда нужно. Создается ощущение, что фотограф смотрит в видоискатель, но не замечает, что неба уже не видно, что оно продолжает присутствовать только в его сознании, а не в кадре. Возможно, это покажется спорным, но лучше обратить на это внимание.

Урок фотографии №6

Желание поместить самый важный объект съемки в центр кадра однозначно произрастает из одноглазого визирования. Гляньте на что-нибудь интересное в визуальном плане. Закройте один глаз. Чувствуете, как голова сама поворачивается для того, чтобы разместить это интересное по центру вашего "кадра"? А ведь только что вам это не было нужно. Помните, что ваш зритель, да и вы сами, будете рассматривать отпечаток двумя глазами.

Урок фотографии №7

Самый простой способ "сделать два глаза из одного" - рыскать этим несчастным одним по углам того, что вы наблюдаете в видоискателе. Это сделает ваше восприятие максимально бинокулярным и композиционным.

Экспозиция

Урок фотографии №8

Средне серый объект - это объект, отражающий 18% падающего на него света. Встроенный в камеру экспонометр откалиброван так, что он выдает правильное сочетание выдержки и диафрагмы именно для средне серого тона. Нормальный загар, зеленая трава в сухую погоду, красный кирпич имеют средне серый тон. А что делать, если объект не средне серый? Самый надежный способ выставить правильную эспозицию - поместить нечто средне серое в тот свет, который падает на объект съемки. Лучше всего если это будет средне серая карта, но можно воспользоваться тыльной стороной своей ладони, при условии, что она не слишком белая, но и не слишком загорелая. Считайте показания по ней и вперед. Главное расположить ее под тем углом, под которым на объект съемки падает свет и не заслонять этот свет фотоаппаратом, блендой или своим телом.

Урок фотографии №9

При съемке пейзажей часто бывает так, что фотограф находится далеко от объекта съемки и его окружает густая тень, в то время как снимаемое заливает светом. Может быть и обратная ситуация: вы на солнце, оно в тени. Сходите к объекту съемки, если есть время и возможность. Или найдите рядом с собой кусок того же освещения, в котором находится объект.

Урок фотографии №10

Зимой в наших широтах солнце всегда стоит низко и дает очень длинные тени, особенно в январе. Подойти к объекту съемки часто невозможно, хотя бы потому, что если снег не тронут ногой человека, вы оставите весьма значимые в визуальном смысле следы. Это может не входить в ваши планы по композиции. В таком случае сделайте замер по снегу рядом с объектом съемки. Показания будут неправильными, так как снег явно отражает больше 18% света. Экспонометр подумает так: "О, если этот средне серый объект отражает столько света, нужно закрывать дырку и не расшаркиваться затвором!" Но объект не средне серый, и нужно скорректировать показания экспонометра. Практика показывает, что к его показаниям в случае со снегом нужно прибавить 1,5-2 ступени. Одна ступень - это разница между двумя соседними выдержками. То есть, если экспонометр сказал 1/500 секунды, коррекция в плюс одну ступень (при той же диафрагме) будет составлять 1/250 секунды. Полступени можно найти только на кольце диафрагм - это один щелчок диафрагмы. Разница между диафрагмами 5, 6 и 8 или, например, между 8 и 11 составляет уже целую ступень.

Урок фотографии №11

Выучите основы экспонометрии по системе Ансела Адамса (Ansel Adams). Их можно найти в интернете. И пару вечеров, которые вы потратите на то, чтобы их осознать, дадут вам, возможно, больше, чем все, что вы когда-либо читали по фотографии. А еще лучше пройти курс молодого фотобойца на фотокурсах. Хороший преподаватель на практике объяснит, что к чему.

Самый важный человек

Урок фотографии №12

Самый важный человек для цветного фотографа, который не делает свои фотографии сам - оператор минилаба. Он царь и бог. Именно от него одного зависит, что вы в конечном итоге получите на отпечатке. Вы можете тратить сколько угодно денег на аппаратуру, профессиональную пленку, но если оператор - слабое звено, все эти траты в определенном смысле будут бесполезны. После долгих исканий, сопровождавшихся снимками с искаженным замыслом, автор, все-таки, нашел свой сервис. И, несмотря на то, что он человек нерелигиозный, иногда в двух словах перед сном просит Создателя послать бригаде печатников "своего" сервиса побольше здоровья и стабильности в жизни.

Пленки и бумага

Урок фотографии №13

Из современных любительских пленок мне как-то не удавалось получать хорошие пейзажи, снимая на пленке Kodak и, печатая на бумаге Kodak. Для съемок весенних, летних пейзажей с обилием зелени очень уместной оказывалась пленка Fuji Superia. Она великолепно передает разнообразие оттенков зеленого. Особенно это касается съемки весной. Fuji Superia радует и при съемке людей в естественном освещении. Об искусственном сказать не могу, не снимаю. Отличает Fuji Superia какая-то особенная прозрачность картинки и при этом более высокая, чем в жизни насыщенность цветов. Впрочем, большинство любительских пленок имеют повышенную насыщенность цветов. Некоторые говорят, что Fuji Superia холодная. Действительно, передать тепло на Fuji Superia трудно, вероятно, для этих целей больше подойдет Kodak. Если вы снимаете Fuji Superia зимой, обратите внимание на то, что пленка может делать снег зеленоватым в тех местах, где он лежит рядом с чем-то зеленым, например с елями. Все визуальные впечатления от пленки Fuji Superia получены при печати на бумаге Fujicolor Crystal Archive. Крайне интересной пленкой для съемки пейзажей является Konica Centuria Super. Она имеет очень высокие резкостные характеристики и с ней приятно работать по снегу. В другое время года пленку Konica Centuria Super автор пока не использовал. Печатал на бумаге Fujicolor Crystal Archive.

Камеры и объективы

Урок фотографии №14

Фотографу, увлекающемуся пейзажной съемкой, камеру нужно покупать под объектив. Какой фирмы объективы вас устраивают больше, ту камеру и берите. Как правило, производители, которые убивают все время и деньги на создание объективов делают сравнительно отсталые камеры. Тяжело отдавать лишние деньги за камеру с автоматикой вчерашнего дня. Но если объективы передовиков производства корпусов вас не устроят, будет еще жальче. Подумайте об этом так: "А какой замшелый пень впечатлит мой самый быстрый и точный в мире автофокус"? Никакой. Старайтесь не снимать пейзажи зумами, ведь глупо пользоваться удобством, за которое вы расплачиваетесь заведомо худшим качеством картинки. Сколько бы зум ни стоил, он по законам физики будет хуже объектива с постоянным фокусным расстоянием. Все в одном и нужного вам качества либо не бывает вообще, либо стоит очень дорого. Этот вывод можно сделать уже на основании того, что вы добрались до этого места статьи.

Психофизические особенности съемки пейзажей

Урок фотографии №15

Съемка пейзажей требует большой выносливости, ведь иногда приходится проходить 20-30 километров в день. По принципу "удивительное рядом" пейзажи долго не поснимаешь. Ваш пробег может заметно увеличить питьевая вода, особенно если вы курите. Возьмите с собой литр минералки, даже если жары не ожидается ближайшие несколько месяцев. Пейте, когда захотите. Это также не даст вам назавтра почувствовать себя после съемки развалиной.

Урок фотографии №16

Самое неприятное, что может застать вас в лесу - дождь. Во время дождя лес промокает насквозь, и мох, на котором вы сидите под густой елью, через какое-то время после начала дождя становится мокрым и холодным. На случай дождя возьмите с собой кусок клеёнки, вроде той, что обычно вешают в душе. Только она должна быть прозрачной и достаточно толстой. Она будет легче хорошего зонтика, кроме того, зонтик нужно постоянно держать в руках, и он не защищает вас от дождя и сырого ветра прилетевшего сбоку. Клеёнка, накинутая на плечи и голову, даст вам возможность продолжить съемку двумя руками. Ей проще укрыть себя и аппаратуру одновременно, ее можно подложить под точку номер пять и не мокнуть этим нежным местом. Можно даже прилечь, если дождь затянулся.

Урок фотографии №17

Во время сильной грозы в лесу ветер валит на землю некоторые деревья. Обычно это сухостой, поэтому держитесь от него подальше. Бьет сухостой сильно и неаккуратно. В лесу становится темно и страшно, но иногда молния весьма эффектно освещает весь этот сумбур...

Урок фотографии №18

Поздней осенью и зимой можно не рассчитать со временем, так как солнце садиться очень рано, и в шесть часов вечера можно застать ночь. Когда будете выбираться, чтобы не падать и идти быстрее, включите фонарик. Только придется его с собой сначала взять.

Ребятам о зверятах

Урок фотографии №19

Кроме оглушающих весной птиц, в лесу в средней полосе пейзажисту иногда встречаются звери. Как правило, это ёжики, зайцы и бродячие собаки, редко мыши. Ёжики, зайцы и мыши просто очаровательны, и если повезет вам удастся их снять. Только не надо бегать за ёжиком, я вас умоляю... А то ведь есть любители поймать ежа, приколоть ему на спину гриб и еще полчаса носиться с ним на руках, чтобы найти подходящий антураж и снять. Не стоит нервничать при встрече с вышеупомянутыми дикими зверьми и судорожно вынимать из сумки камеру, чтобы запечатлеть момент. Художественная ценность таких случайных снимков навряд ли будет высокой. В те несколько секунд, что вы видите зверя, лучше расслабиться и полюбоваться на чудо природы. Если животное настроено дать себя снять (к мышам это не относится) у вас будет на это время. Крайне любопытные животные иногда подбегают к человеку сами.
К встречам с другими животными и бродячими собаками нужно относиться серьезнее. Собака в лесу - это НЕ нормально. Ее естественной средой обитания уже несколько тысяч лет является пещера/дом/скотный двор человека. Что она делает в лесу, одному богу известно, возможно, собака бешеная. Не походите к собаке сами. "Бим, ты чей?" - спрашивайте в городском парке. Кстати, можете снять собачку, так, на всякий случай, собачка вполне может оказаться волком при ближайшем рассмотрении. Спутать, на самом деле, легко - волк и меньше, чем мы привыкли думать и неказистее. (В передачах о животных операторы стараются снимать самых "казистых"). Лисы также часто бывают бешеные и могут нападать на человека. То, что дикое животное дало себя увидеть НЕ нормально. В случае с зайцами бешенством можно пренебречь. Кабаны - особая тема. Кабан не боится человека, особо его не избегает, он туп, агрессивен и от него не отмахнешься палкой. Некоторые считают, что опасна только самка кабана с поросятами весной. Это не правда, кабан не подарок в любое время года один или с товарищами. Но весной, кабан, как и некоторые другие животные, опаснее. Про лося. Слышали, как он орет весной? Специалисты говорят, что гормоны полностью отшибают его рогатую башню, и весной его стоит сторониться.

Урок фотографии №20

Чтобы не напороться на животное безобразие, ведите себя в лесу как обычный человек. Не нужно стараться ходить тихо и не шелестеть пакетом с бутербродом. Шелестите на здоровье. В понимании животного большое количество шума может себе позволить только очень сильный и больной на голову зверь. Медведи тише ходят. Ваше нормальное человеческое поведение - гарант вашей безопасности. Если вы намеренно перемещаетесь тихо, вы становитесь слабее, разумнее и, с точки зрения зверя, можете к кому-то подкрадываться. "Уж не ко мне ли?" - подумает лось и пойдет разбираться. Если вы делаете привал и курите сидя на бревне или на земле, то намертво выпадаете из эфира - курящий человек почти беззвучен. Животное чует дым и вас лично, но не слышит. Для него это может означать, что вы в засаде. Алгоритм действий такой: услышали нервное сопение метрах в пятнадцати за спиной, топот, потявкивание - взяли вещи и спокойно ушли. Вас просто попугали, все нормально.

Урок фотографии №21

На крайний случай возьмите с собой в лес обычный газовый баллончик. Он справится с собакой, волком, лисой. Поможет ли с кабаном и другими копытными, неизвестно.

По материалам статьи Андрея Крюка, www.foto.ru



ООО "Горизонты Образования" © 2006-2010.
Главная     |     О Нас     |     Календарь     |     Программы     |     Новости     |     Студенты     |     Фидбэк
36362081
13624
9592
top.dp.ru Diplom UZ Granted