Развлекайся Общайся Учись
 

Школа против "черного нала"

Управляющие советы помогут прекратить практику поборов с родителей учеников

Вопросами социального партнерства с сообществом отечественных работодателей Министерство образования и науки РФ занялось совсем недавно. Если говорить точней, то с приходом к руководству Министерством образования и науки Андрея Фурсенко, который буквально сразу же после своего назначения призвал бизнес и общество объявить образование "зоной своих интересов". Тема эта обсуждалась активно и на завершившемся недавно крупном мероприятии года - Российского образовательного Форума на круглом столе, организованном Министерством образования и науки РФ, Институтом профессионального образования и Координационным советом объединения работодателей России. И буквально же в дни работы форума прошла одна из массовых и любопытных акций министерства и общественной организации "Опора России" в этом направлении. Акция называлась "Навести свою школу". Только в одной Москве в ней участвовали 45 школ. А в целом, бизнесмены навестили около 500 школ в 50 регионах России. Конечно, цель акции заключалась не только и не столько в профориентационной работе подрастающего поколения. Министерство надеется, что такая первая крупная акция поможет в дальнейшем организовать важные совместные программы и привлечь инвестиции в образование.


Но инвестиции должны прийти не просто в школу, они должны прийти в обновленную школу. Общественно-государственный характер управления школой сегодня уже просматривается, но он явно недостаточен. К выводам о необходимости усиления участия общества в управлении школой министерство пришло давно. Это участие диктуется сегодня как социально-экономическими условиями, так и возрастающими требованиями к качеству образовательных услуг. Закрытость системы школьного образования от внешнего влияния сегодня отнюдь не способствует организации качественного образования, адекватного потребностям современного общества. Более того, эта закрытость только усугубляет ситуацию с махинациями и злоупотреблениями в учительской среде. Учительская (директорская) коррупция есть - это факт.


За примерами далеко ходить не надо. Сегодня директор школы при "умелом" руководстве обладает фактически неограниченной властью. Он (а чаще это она) окружает себя преданными людьми из состава учителей школы и подкармливает их премиями из премиального фонда школы. Некоторые предприимчивые руководители школ передают бразды финансового правления (Фонд помощи школы) своим преданным людям. Фонд помощи школы выбивает из родителей все новые и новые суммы "на подарки учителям" и "протекающую" крышу, а то и занимается через подставных лиц открытой торговлей мест в школе. И взять директора на взятке невозможно, сеть действует очень осторожно и умело. К тому же все оформляется как благотворительная помощь школе, а характер пожертвований добровольный. Есть замечательное российское изобретение - черная касса. Стоп, а как же проверки, удивитесь вы? "Замучили нас проверками, - с негодованием сказала мне в поезде до Москвы директор провинциальной школы, - проверяют и проверяют. За каждый рубль, данный спонсорами, им отчитайся! " И я почти была готова ей поверить... Но директор школы (кстати, мать-одиночка) ехала до Москвы, чтобы утром отлететь отдыхать на Кипр, и я засомневалась...


Изменить ситуацию могут, по мнению министерства, управляющие советы школ. Еще в прошлом году были рассмотрены поправки в Федеральный закон "Об образовании" в части управления общеобразовательными учреждениями. Но отношение к советам и вообще к школьным делам у общества пока пассивное... Подавляющее большинство родителей просто не знает, с чего начать. Между тем в ведении управляющих советов предусмотрены не только согласование сметы бюджетного финансирования и расходования внебюджетных средств школы. Они могут утверждать программу развития школы, а также "школьный компонент" образовательной программы (а это до 10 процентов учебного времени), профили обучения старшеклассников. Они правомочны по согласованию с органами местного самоуправления принимать решения по годовому календарному учебному графику и режиму работы школы (продолжительность учебной недели, времени начала и окончания занятий, сроки школьных каникул). В их задачи может войти и разрешение возможных конфликтов между учителями и школьниками.


При хорошем раскладе управляющие советы - это действительно шаг к становлению гражданского общества. Это, действительно, способ прозрачности и доступности для всех участников образовательного процесса в школе. Кстати, в царской России была широко распространена практика общественного соуправления школой (попечительство, земские школы и др.).


А на "Российском образовательном форуме" рассказывали о гимназии N 56 города Ижевска. В ней действует родительская общественная организация, которая стала фактическим попечителем учреждения. Минуя школьную администрацию, она самостоятельно контролирует распределение денежных средств, идущих на нужды образования от самих же родителей. При этом взнос членов родительской организации составляет всего 550 руб. в год. Инициатором проекта выступили родители учеников, решившие покончить с черной кассой. И когда родители точно знают, куда идут их средства, и имеют возможность сами решать, на что их тратить, сбор денег воспринимается уже не как поборы, а как выгодное вложение - в качественное образование для своего ребенка.


Так что от бизнеса и общества Минобразнауки РФ сегодня ждет многого. Наряду с родителями шефы могут и должны войти в состав попечителей школ. Хочется верить, что так и будет. Ведь только тогда это будет реальное партнерство школы и бизнеса.

Наталья Савицкая

http://www.ng.ru/



ООО "Горизонты Образования" © 2006-2010.
Главная     |     О Нас     |     Календарь     |     Программы     |     Новости     |     Студенты     |     Фидбэк
34062992
13606
8828
top.dp.ru Diplom UZ Granted