Развлекайся Общайся Учись
 

Самая лучшая система образования в мире

самая лучшая система образования 

Согласно данным самого авторитетного международного исследования качества образования в индустриально развитых странах ПИЗА (Programm for International Student Assesment) система образования России показала плачевные результаты, которые можно сравнить с самыми отсталыми странами мира. А лучшей система образования была признана финская. Публикация данных исследования повергла многих политических деятелей из разных стран в шок. Так, например, в результаты системы образования Германии и еще нескольких развитых европейских стран, оказались ниже средних. Что заставило политиков, общественных деятелей и представителей бизнес элиты этих стран внимательнейшим образом пересмотреть подход к системе образования в своих странах. Не смотря на то, что результаты исследования ПИЗА не были широко освещены в России, тем не менее, были созданы комитеты, перед которыми стоит задача разобраться в причинах таких плохих результатов системы образования России и выработать комплекс мер по исправлению ситуации. 

Что бы понять, на сколько важны для страны оценки качества ее системы образования, обратимся к методам исследования ПИЗА. В основе методики исследования лежать два параметра:

- социальный, который выдвигает на передний план значение образования для социального и экономического развития общества в целом - образование рассматривается как важнейший ресурс социально-экономического развития;
- индивидуальный - образование является важнейшим фактором успешности отдельного человека в новых условиях современной цивилизации.

С одной стороны, эффективность системы образования в целом определяется тем, каков разрыв между «сильной» и «слабой» группами учащихся. Если разрыв большой, то это источник потенциального напряжения и конфликтов. Есть даже и такие (их ПИЗА называет «группой риска»), которые не способны выполнить элементарные задания, т.е. они не понимают простых текстов и не могут ответить на элементарные вопросы. Большой процент таких учащихся - это тревожный знак: именно эти ученики - потенциальные преступники, наркоманы и т.д. В нашей стране процент таких учащихся очень высок. Это несомненно связанно с генетическими предрасположенностями: большое число потребляемого алкоголя на душу населения, последствия революции, которые проделали огромную брешь в генетическом фонде россиян.

Этот разрыв может определяться так называемым «социальный градиентом», т.е. тем, насколько результат образования зависит от внешкольных факторов, например, от социально-экономического статуса и образовательного уровня родительского дома. Если этот градиент высок, то такая система образования считается неэффективной.

С другой стороны, задания ПИЗА, определяющие учебные достижения, не ставят своей целью выявить, насколько данный ученик усвоил школьную программу, но насколько он может самостоятельно справиться с нестандартным заданием, требующим от него общего развития мышления, воображения, мотивации и т.д. Например, основной способностью, которое измеряла ПИЗА 2000, было «чтение», понимание текстов. Детям предлагались оригинальные тексты - из научно-популярных журналов, статей в Интернете и т.д. и предлагалось ответить на ряд вопросов, которые показывают, насколько ученик способен анализировать текст, искать в тексте нужную информацию, развернуто ответить на открытый вопрос без заранее заданного ответа по выбору. Способность к такому продуктивному чтению является необходимым условием для самостоятельной учебы или успешной работы на современном рабочем месте, независимо от сферы, в которой человек работает. Поэтому результаты ПИЗА волнуют не только общество и государство, но и родительскую общественность: что толку, что ученик усвоил программу, если он не может ориентироваться во внеучебной ситуации, в жизни.

По обоим показателям наша система образования оказалась неэффективной. Структура процесса образования в российской школе традиционно построена на том, чтобы выявлять наиболее успешных и отсортировывать тех, кто по каким-либо причинам не справляется, переводя их в другие учебный заведения - ПТУ, техникумы и т.д. Эта ситуация усугубляется системой оценки учащихся, которая делит их на отличников, хорошистов, троечников и двоечников. Таким образом, селекция и социальные роли закрепляются уже на уровне детства и юности. Однако ПИЗА показала, что зачастую наши отличники, натасканные на выполнение типовых заданий, не справляются с заданиями ПИЗА, требующими самостоятельного мышления и широкого кругозора. Наша система образования, которая слывет у нас лучшей в мире, достигает своих результатов за счет натаскивания и отбора с одной стороны, с другой же стороны высокие результаты появляются там, где они достигаются не за счет школьного обучения, а за счет внешкольных факторов.

В Финляндии, наоборот, школа работает по принципу «не потерять ни одного ученика». Это интегративные школы, в которых до 9 класса все, и слабые и сильные ученики, учатся вместе и такое совместное обучение, как это ни странно, оказывает позитивное влияние, как на «слабых», так и на «сильных» учеников.
По мнению финнов, самым главным в образовательном процессе является дошкольная и младшая школьная ступень. Здесь самое важное - сформировать желание учиться и не отбить его у ребенка. Первые шесть лет все основные предметы преподает один классный учитель. Много работают руками - рукоделие и занятия искусствами занимают значительную часть школьной программы. Каждый финский ученик, независимо от уровня дарований, изучает, по крайней мере, 2 иностранных языка (шведский как второй государственный, и английский как интернациональный), а с пятого класса - второй иностранный язык (немецкий, французский или русский). Никакой перегрузки школьников! В финской школе высокие достижения, радость и удовольствие от учебы - не исключают друг друга. Вот почему в Финляндии можно встретить простую продавщицу, говорящую по-английски и по-немецки. Это - в порядке вещей.

Финская система образования впитала в себя лучшие достижения мирового образования. Так в 1990 году специальным постановлением - «для того, чтобы учиться» - были легализованы альтернативные школы: школы Монтессори, вальдорфские школы и другие школы с международно-признанными системами обучения. Им предоставлялась полная государственная поддержка. К сожалению, в нашей стране такие школы не финансируются государством и считаются коммерческими предприятиями.

Остается, надеется, что в новом законе «Об образовании» будут учтены основные моменты, которые выявило исследование ПИЗА и положительный опыт финской системы образования будет перенят нашей страной.



ООО "Горизонты Образования" © 2006-2010.
Главная     |     О Нас     |     Календарь     |     Программы     |     Новости     |     Студенты     |     Фидбэк
35965068
14032
8757
top.dp.ru Diplom UZ Granted