Развлекайся Общайся Учись
 

Страсти по будущему. Родители и выбор ребёнком профессии

Жизнь не становится проще. Никаких гарантий никто никому ни в чем не дает. Взрослые люди это окончательно поняли и с тревогой смотрят на своих детей: как ты будешь выживать, не окажешься ли на обочине жизни?

Чего хотят родители для детей? Они хотят, чтобы дети выросли жизнеспособными. Некоторые хотят, чтобы их дети устроились в жизни лучше всех. То есть опять-таки были жизнеспособны.
И вот уже мамы ведут ко мне десятилетних детей, чтобы получить совет касательно выбора ими профессии. Но сами же сомневаются: не рано ли?

Не рано. Поговорить можно. Чтобы уяснить, к чему склоняется это тоненькое деревце-отрок, не пытаются ли взрослые направить его в противоестественную для него сторону, не слишком ли заботливо его поливают, хватает ли ему воздуха и солнечного света.


Мы лучше знаем, чего тебе надо
Частенько родители сами выбирают профессию своим детям, и бывает, что они не считают нужным подумать о склонностях и желаниях детей. Логика простая: ребенок пока не понимает, как важно в жизни всегда иметь кусок хлеба с маслом. Для этого самое правильное - получить такое образование, которое обеспечит работу в офисе солидной конторы, стабильный оклад. «Решено! Будешь адвокатом».

Хорошо, если ребенок внутренне не отторгает такой выбор, сделанный родителями. А если он совершенно не склонен к подобной работе? В результате дочь, которую насильно затолкнули в профессию, вырастает в вялого юриста, не способного читать документы и не умеющего решать даже самые легкие профессиональные задачи.
Часто ко мне на прием приходят женщины-бухгалтеры. Они приходят тогда, когда им становится совсем невмоготу сидеть на месте восемь часов подряд и смотреть на экран монитора с бесконечными цифрами. На вопрос, кто выбирал профессию, отвечают: «Мама сказала, что эта профессия как раз для женщины, и гарантированный заработок дает».

Выбирая профессию, думать прежде всего о зарплате, - это, быть может, и рационально. Но не разумно. Жизнь показывает, что профессию лучше выбирать не только головой, но всем своим существом. Современный человек ходит на работу не просто ради денег. Он хочет получать от работы удовольствие.


Скажи, чего ты хочешь
Бывает и так. Приходят на консультацию отец с сыном. Папа готов поддержать любой выбор, он готов на любые затраты, лишь бы ребенок хоть чего-нибудь захотел. А ребенок не хочет ничего хотеть. Он не слышит отцовских слов. Почему же он их не слышит? Потому что отец говорит на одном языке, а у сына язык другой.

Отец - технарь, владелец бизнеса, директор компании. Он постоянно в борьбе, он и изъясняется в категориях борьбы: «Ты должен войти в средний слой общества. Без высшего образования ты сможешь работать только руками, тебя будут окружать люди неинтеллигентные. Ты должен воспитать в себе ответственность, чувство долга. Поезд твоего поколения идет быстро. Люди в этом поезде счастливы, они живут. Они не потеряли время. А ты остался стоять на перроне». Таков взгляд отца, жаждущего вывести сына в люди.

Кто знает, а может, оставшись на перроне, парень хорошенько рассмотрел вокзал и его окрестности - и это легло в копилку опыта? Потом он это передаст в своем творчестве - например, в тексте. Главное же - не спать, а видеть и переживать.

Сын явно гуманитарий, он прекрасно, точно, образно говорит по-русски, умея выразить любую мысль, любое переживание. Он отдает себе отчет в том, что не желает думать о технике и иметь дело с железом. И его поведение говорит об этом совершенно определенно. Бросив технический вуз через три месяца после начала обучения, он играет на гитаре в музыкальной группе.

Отец: «Ну что это такое? Если играешь - играй хорошо! Ты должен репетировать пять часов в день. Или не играй вовсе».
Говорю: «Как вы отнесетесь к тому, что сын ваш никогда не будет начальником?»
Отец: «Пусть, пусть не будет. Лишь бы стал профессионалом».

Прав отец? Прав! Однако он не находит пути к сердцу сына. Он не может донести до сына своей тревоги. Сыну кажется, что отец в его голову забивает гвозди (говорит напористо, сильно, быстро, используя абстрактные понятия: долг, ответственность). И сын «включает глушитель». Не слышит.

Но ведь и отец не слышит сына. Он не замечает, например, что у сына хорошая речь.
Этот юноша оказывает отцу мягкое сопротивление. Он ни разу не сказал: пап, мам, я не хочу учиться в этом институте. Он этого не сказал явно. Он это показал - тем, что ушел из института. Поставил родителей перед фактом.

Сыну восемнадцать. Придется идти в армию, но он не боится: «Надо так надо».
Отец в недоумении: «Ну почему он мне не говорит о своих намерениях?»

Я скажу так. Ребенок должен иметь опыт сопротивления родителям, опыт спора с родителями. И хорошо, если родители дают сыновьям и дочерям такую возможность - иметь свое мнение, отличное от их, родительского. И хорошо, если дети не очень боятся его высказать.

Отец: «Да мы же его не убьем, если он выскажет свое мнение!»
Но сын думает по-своему: «Убить не убьете, но вы же так вкладываетесь! Я боюсь вас огорчить, но и сделать по-вашему все равно не могу».

Сын ведет себя расслабленно и не по-взрослому. Пока у него есть такая возможность - продолжать быть во всех смыслах иждивенцем. Тревогой и помощью родители создают мягкую прослойку между реальностью и сыном. Стукнуться об экономическую реальность (она-то и отрезвляет, делает взрослым) сыну никак не удается: он живет с родителями. А родители боятся: столкновение с реальностью может оказаться гибельным для сына. Отец буквально излучает тревогу и оказывает всевозможную помощь.

Как тревога этих родителей работает в душе этого сына? Сын понимает ситуацию так: «Немного назойливо, но зато безопасно. Все равно за меня всё сделают, потому что тревожатся. Но браться за дело все равно надо».
Ну так пусть берется! И родители должны позволить ему сделать свой выбор.


Смотрите в оба
Ваш ребенок несет в себе не только ваши гены, но и гены других своих родственников во многих поколениях. И воспитывается он уже не в той среде, в которой воспитывались вы. Он - человек другой эпохи. Это реальный факт.

Чтобы мягче пережить время выбора ребенком профессии, надо наблюдать за ним с самого его рождения. Если он что-то любит делать и постоянно это делает, думает об этом - значит, эти действия доставляют ему удовольствие. Они могут стать частью будущего любимого дела. Ваш сын или ваша дочь любят «совать нос в чужие дела»? Им следует подумать, например, о профессии журналиста, психолога, адвоката.

Вы можете возразить мне: «А как же специальные способности, как же грамотность? Разве журналист не должен уметь писать интересно? И разве не нужно ему учиться на пятерки по русскому?» Отвечаю: не обязательно. Главное - иметь что сказать, обладать смелостью, испытывать удовольствие от общения с разными людьми. По-русски, конечно, журналисту надо писать грамотно. Но этому можно научиться за полгода-год даже и после школы.

Бывает и так. Начинающий журналист приносит в редакцию свой первый материал, и редактор переписывает все от начала до конца. А через несколько лет человек уже пишет так, что на его текстах учатся другие. В профессии журналиста главное - люди и события, осмысление их, а качество текста все-таки на втором месте. Ничего недоступного нет, если дело нравится.

Наклонности ребенка проявляются в игре. С очень раннего возраста. Вот идет малыш, едва ковыляет - это его первое лето в жизни. Он впервые увидел других детей. Если малыш подходит к ним, заглядывает им в глаза, трогает их - значит, он ориентирован на человека. Это, конечно, не означает, что ему будут неинтересны растения, или книги, или машины, но про его интерес к человеку уже в этом малом возрасте можно сказать утвердительно.

Если ваш четырехлетний сын соорудил из ведер, веревок, дверных ручек нечто, приходящее в движение при открывании двери, и назвал это системой - замрите и не дышите: вы видите перед собой инженера-конструктора.

Уважайте любое повторяющееся действие вашего ребенка. Именно языком этих действий говорит Призвание.
Любая профессия сложена, как мозаика, из разных умений и действий. Например, профессия врача предполагает сострадание, умение поговорить с человеком, владение медицинскими техническими средствами, понимание организма как системы. Но привлекательной профессия врача может стать для ребенка просто из-за какого-либо эпизода, который произвел на него впечатление, или по иной таинственной причине. Не все человек в силах осознавать.


Не лень, а неохота
Человек - сплетение энергетических рек. Если одна из этих рек перекрыта (взрослыми - больше некому), энергия не течет. Что в таком состоянии чувствует человек? Он чувствует вялость. Ему лень. Но вообще-то нет в психологии такого понятия, как лень. Лень - это отсутствие интереса к предмету (а значит, и таланта). Вот что такое лень. Если что-либо делать лень, значит, человек в этом не видит смысла для самого себя. У него на интересный, казалось бы, предмет не поднимаются руки и закрываются глаза. Значит, ваш ребенок не талантлив в этом. Но он талантлив в другом.

А что, если ребенок проявляет интерес к профессии, которая кажется вам недостойной, неинтересной?
В этом случае надо обязательно советоваться с психологом-консультантом. Чем он поможет вам в этом случае?
Психолог-консультант знает рынок труда, он разбирается в профессиях и знает, какие требования предъявляет та или иная специальность к человеку. Он также может сказать вам, как может выглядеть рынок труда через десять, скажем, лет. Психолог-консультант определит склонности вашего ребенка и скажет вам об этом. Вместе с консультантом вы и ваш ребенок примете решение: где лучше учиться, на чем следует сосредоточиться, какие шаги предпринять, чтобы получить желаемое.


Подведем итоги
Влачить мешок с нелюбимым делом - очень тяжело. Даже если этому делу отданы уже годы, деньги, надежды родителей.  Дайте возможность сыну или дочери возражать вам по существу.

Не стоит иронизировать по поводу выбора вашего ребенка. Искренний этот выбор даст силы для достижения цели, а значит, принесет ему счастье, материальное благополучие, уважение людей.

Энергия достижения иссякает, если идея достижения принадлежит другому человеку.
Согласно Шекспиру, в чем нет услады - в том и толку нет. Профессия должна доставлять удовольствие телу, глазам, ушам, пальцам, должен нравиться запах работы.

Ведите наблюдения: за что хвалят ребенка в школе, в детском саду, за что его ругают (то, за что его ругают, это тоже может быть частью дарования), что получается легче всего, чем ему хочется все время заниматься, о чем он любит говорить, о чем спрашивает часто. Советуйтесь с профессионалом.


// Эльмира Халимовна Давыдова, кандидат психологических наук,
    консультант по карьере и профессиональной ориентации



ООО "Горизонты Образования" © 2006-2010.
Главная     |     О Нас     |     Календарь     |     Программы     |     Новости     |     Студенты     |     Фидбэк
34877012
12678
15528
top.dp.ru Diplom UZ Granted