Как научиться красиво говорить
Своей статьёй
я постараюсь дать несколько дельных, проверенных советов, которые помогут
научиться говорить так, как вы сами этого захотите.
Итак,
инструмент, с помощью которого люди общаются - это голос. Голоса бывают разные,
их множество, акустики с полной уверенностью утверждают, что на земле нет двух
человек с идентичными голосами. Нам же достаточно небольшой классификации:
мужской (высокий, средний, низкий) и соответственно женский (высокий, средний,
низкий). Я, честно, не знаю, отчего так случилось, но подавляющее большинство
людей в разговорах, низкие голоса (для мужчин мужские, для женщин - женские)
воспринимают наиболее положительно. Поэтому если мужчина разговаривает
размашистым баритоном или зычным басом, как минимум из-за этого к нему
прислушаются. С обладателем писклявого (высокого) голоса такого может не
случиться. Но голос - это не неизменная величина, его вполне можно менять
(правда не в очень широком диапазоне). Для эксперимента можете попробовать
подпевать певцу (или певице) с голосом, который вам нравится, подпевайте так
чтобы максимально повторять все голосовые особенности - и уже через месяц смело
пробуйте говорить «голосом того, кого слушали» - уверяю вас, изменения в лучшую
сторону станут разительными.
Ну да ладно,
займёмся тем, что можно и нужно менять КОРЕННЫМ образом, а именно речью. Бытует
мнение, что женщины любят ушами, а мужчины глазами, однако вынужден огорчить
писаных красоток, не умеющих толком общаться, мужчина глазами вас любит
максимум первых два свидания, затем ему, видишь ли, подавай интересное общение,
иначе никак. И причём, чем сам мужчина лучше умеет общаться, тем большей отдачи
будет ждать от объекта (то бишь девушки) на который направлены все его усилия.
Приведу примеры того, что больше всего раздражает людей в разговорах. Слишком
широкое использование слов и словосочетаний-паразитов ("ну", "в
общем", "это", "на самом деле", как бы" и т.д.),
затем длинные неуместные паузы, несвязность речи (несовпадение падежных,
временных окончаний, неправильные глагольные формы), и многое другое, обо всём
и не напишешь.
В принципе,
все люди выросли в разговаривающем обществе, оттого к подростковому возрасту
подавляющее большинство нормально разговаривает как минимум на своём родном
языке, в привычных ситуациях. Но стресс - вот что показывает нашу слабость и
беспомощность, когда ситуация непривычная и мозг не может за короткое время
подобрать готовое решение, ответить готовыми фразами и предложениями! Что же
делать? - а ничего, нужно составлять новые фразы, новые предложения и чем
быстрей, тем лучше.
А вот для
этого уже нужна тренировка. Она может быть как естественной, так и
искусственной. Естественная - когда человеку по роду его деятельности,
увлечений, или общения приходится много и часто разговаривать, у него
формируется обширный словарный запас, он говорит легко и непринуждённо, таких
людей (их не очень много) практически невозможно ввести в речевой ступор.
Искусственная - это когда ты искусственно увеличиваешь время своего общения,
конечно лучше всего с собеседниками, но если их нет, вполне подойдёт, скажем,
телевизор. Попытайтесь подражать диктору, говорить такой же речью – это будет
получаться далеко не сразу, но помните, что умение подстроиться к собеседнику,
под его манеру общения – это первое чему учат будущих гипнотизёров, к тому же у
вас существенно пополнится словарный запас неплохой цензурной лексикой.
Тренировки проводите всегда вслух, иначе эффект будет минимален. В идеале у вас
должна сформироваться ровная мелодичная речь с необходимыми смысловыми паузами
и заметными эмоциональными изменениями. Причём такая речь должна сопровождать
вас везде и всегда, в любой неожиданной ситуации, скажем знакомство с девушкой
(парнем).
Не стоит
забывать, что одновременно с обучением «как говорить» вы должны учиться тому,
«что говорить». Разговор - это передача информации, и вам необходимо ею
обладать. Информация содержится везде, в любом даже самом обычном предмете её
столько, что не хватит и суток, чтобы обо всём кратенько так рассказать. Лично
мне очень нравится такая игра для тренировки информационной наполненности речи,
которая называется «разговор ни о чём». В эту игру очень часто играют в
общежитиях студенты философских, исторических, иногда журналистских
факультетов. Она проста и понятна: собирается несколько студентов в одной
комнате, устанавливают лимит, ну скажем 5 минут. Затем каждый из них выбирает
по очереди себе оппонента и оппоненту предлагает предмет, о котором тот должен
говорить пять минут литературным текстом.
Поначалу
играть чрезвычайно сложно, а ну-ка попробуй поговорить пять минут о стеклянной
банке, в письменном выражении это составляет 3-4 страницы печатного текста, не
так уж и мало. Но уже через месяц-два, лимиты поднимаются до 10, а то и 15
минут. Затем усложняются задания, говорить нужно не просто так, как умеешь, а
скажем в стиле русской классической литературы 19 века. И причём достоверно
известно, что карьерного успеха чаще добиваются не те студенты, у которых лучше
отметки в дипломе, а те кто обычно побеждал в этой игре. Это аксиома - умея
хорошо говорить, всегда будешь на высоте. Пополнять словарный запас и
информационность также можно из книг, статей, даже кинофильмов. Старайтесь
запоминать яркие обороты, словечки, словоформы - помните, кроме всего прочего,
ваша речь должна быть индивидуальной, яркой, запоминающейся!
Автор: saahov
|